Богатыри и вы

Богатыри и вы


В прокат выходит «Легенда о Коловрате» — попытка скрестить «Викинга» и «300 спартанцев» на основе преданий времен татаро-монгольского ига.На древнерусскую Рязань надвигается войско хана Батыя (Александр Цой). Князь Юрий отправляет на переговоры с монголами своего сына и десятника Евпатия Коловрата (Илья Малаков) — человека могучего, но ушибленного в детстве, в связи с чем склонного к впадению в беспричинную радость. После препирательств сторон о том, кто перед кем должен встать на колени, русичи, пережив краткое сражение с врагами, возвращаются в родной город, прихватив по пути священника с ручным медведем Потапычем. Рязань за это время успевают разорить и сжечь, князя, кажется, разорвали на части лошадьми, жен русских богатырей поубивали. Не остается ничего, кроме как малыми силами идти в последний бой на ордынцев.Дружину возглавляет Коловрат.«Легенда о Коловрате» — картина долгой и непростой судьбы. У нее несколько раз менялся постановщик, в результате глава кинокомпании «Централ Партнершип» и автор вполне достойных «Турецкого гамбита» и «Августа Восьмого» Джаник Файзиев значится в титрах «главным режиссером». На практике это, очевидно, означает, что ему пришлось в последний момент, подобно главному герою, спасать положение и доводить картину до выхода в прокат.Первоначальная идея, впрочем, осталась нетронутой и читается без труда по первым же кадрам.Как водится за многими отечественными историческими блокбастерами, «Легенда» пытается оседлать сразу два тренда.Во-первых, сыграть на заданном в начале года «Викингом» интересе к древнерусской истории, а во-вторых, создать русский народный кинокомикс, наследующий «300 спартанцам» Зака Снайдера. Недавно аналогичным образом продвигался другой патриотический блокбастер — на афише «28 панфиловцев» название фильма было написано знакомым кроваво-красным шрифтом. Однако тот фильм представлял собой бережную, сделанную скорее в советской стилистике реконструкцию событий полувековой давности. «Легенда о Коловрате», в свою очередь, сразу бьет по глазам компьютерной графикой, искусственным снегом, резкими пролетами камеры, языками пламени и гигантским медведем.Проблема в том, что векторы «Викинга» и «300 спартанцев» на самом деле направлены в принципиально разные стороны. Снайдер не экранизировал древнегреческую историю, а следовал за одноименным комиксом Фрэнка Миллера. Именно эстетикой графической новеллы была обеспечена поставленная во главу угла визуальная чрезмерность и дикий, лежащий за пределами любых представлений о хорошем вкусе тестостероновый драйв, который транслировали облаченные для пущей эффектности в кожаные трусы греки. Именно точный выбор выразительных средств позволил Снайдеру если не пренебречь характерами, то оставить мотивации на более или менее плакатном уровне, чего российский патриотический блокбастер пока стесняется.В результате «Легенда» выглядит диковинным конструктором.С одной стороны — утрированные, но все же вполне традиционные русские герои в бородах, с другой — степные воины монголы в густом сине-золотом макияже и их холеный предводитель, предпочитающий ходить в шелковом халате даже на поле боя. Все это, в общем, вызывает некоторый интерес, но скорее в контексте кризиса самоидентификации российского кино «большого стиля». Здесь есть относительно удачные сцены — прежде всего те, в центре которых как всегда блестяще сыгранный Тимофеем Трибунцевым знахарь. Но стоит зрителю, приложив некоторые усилия, вникнуть в происходящее, как его ошарашивают уже упомянутым диалогом Коловрата с Батыем про то, кто из них должен первым встать на колени, который является развернутой цитатой из «Спартанцев», из которой стыдливо убран уместный (и довольно смешной) в оригинале гомоэротизм.Все это, впрочем, совершенно не означает, что браться за такое кино совсем уж бессмысленно.Русская история действительно ничем не уступает греческой или, например, китайской и вполне заслуживает перенесения избранных сюжетов на экран. Другое дело, что сам по себе героизм и победа русского оружия не могут заменить собой эстетическую проработку, поиск собственных визуальных решений и прочие чисто художественные задачи. И в этом смысле «Легенда о Коловрате» выглядит тем более странно, поскольку логика «какое ни есть, но свое» в ситуации открытого мира не работает, а у каждого зрителя есть выбор: посмотреть сомнительный русский комикс, прочесть исторический источник и узнать, как все было на самом деле или, в конце концов, пересмотреть оригинальных «Спартанцев» — отличное, кстати, кино.




Теги: на за по что как