Признание регистрации товарного знака актом недобросовестной конкуренции

Признание регистрации товарного знака актом недобросовестной конкуренции

Алия Исхакова

Юрист патентно-адвокатского бюро «Гардиум»

специально для ГАРАНТ.РУ

В современных условиях жесткой конкуренции недобросовестные игроки рынка для построения своего бизнеса все чаще пытаются повторить чужую идею и ее успех. Их тактика обычно такова: они используют известное обозначение конкурента и осуществляют его регистрацию в качестве товарного знака, получая, таким образом, исключительное право на него (в случае если он еще не зарегистрирован).

Способствует этому и то, что при подаче заявки на внесение в реестр товарных знаков эксперты Роспатента проверяют сходство символа с уже существующими там. Регистрация коммерческих обозначений законом не предусмотрена.

Данная проблема находится на стыке двух сфер – антимонопольной практики и интеллектуальной собственности. Вследствие этого усложняется и механизм борьбы с ней. Прежде чем обращаться в Роспатент с просьбой признать правовую охрану такого товарного знака недействительной, необходимо подать в ФАС России или суд заявление с требованием о признании его регистрации актом недобросовестной конкуренции.

Напомним, что недобросовестной конкуренцией являются любые воздействия, направленные на получение привилегий в процессе реализации предпринимательского функционала и противоречащие законодательной системе РФ, правилам бизнес-взаимодействия, принципам добронравственности, благоразумности и беспристрастности, а также причинившие материальные потери или ущерб деловой репутации конкурента (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", далее – Закон). Согласно п. 1 ст. 14.4 Закона не допускается недобросовестная конкуренция, имеющая отношение к приобретению и использованию прав на средства индивидуализации товаров, услуг и работ.

Рассмотрим несколько ситуаций, когда регистрация товарного знака была признана актом недобросовестной конкуренции.



Ситуация 1: намерение воспользоваться чужой репутацией с целью увеличения продаж без затрат на рекламу.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2009 г. № 09АП-11263/2009 по делу № А40-1343/09-149-13.

Кондитерская фабрика "Славянка" не могла не знать о том, что кондитерская фабрика "Красный октябрь" выпускает плиточный шоколад с использованием изображения девочки в платке со словесным элементом "Аленка", который хорошо известен широкому кругу потребителей. Несмотря на это, "Славянка" зарегистрировала свой товарной знак с таким же изображением девочки в платке, но со словесным элементом "Алина". Суд признал эти обозначения сходными и пришел к выводу о том, что подобные действия нацелены на увеличение продаж без затрат на рекламу.



Как предотвратить?

Отслеживать заявки, подаваемые на регистрацию как конкурентами, так и любыми организациями. Подобный поиск возможно проводить самостоятельно на сайте Федерального института промышленной собственности в разделе "Информационно-поисковая система". В случае обнаружения обозначения, которое с большой вероятностью может быть перепутано с вашим, необходимо подать возражение в Палату по патентным спорам.



Ситуация 2: стремление к монополизации.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2015 г. № 07АП-3228/15 по делу № 07АП-3228/2015.

ООО "БэстТрэйдРисеч энд Девелопмент Компани" знало, что многие другие отечественные компании свободно ввозили на территорию РФ наиболее популярные и пользующиеся спросом марки обуви китайских производителей. Тем не менее компания, будучи в сопернических отношениях с другими представителями бизнеса, осуществила в России регистрацию товарных знаков DAGENY, DUCHENG, PLOME, TOPRACE, тождественных китайским DAGENI, TOPRACE, PLOME, DUCHENG, и получила на рынке обуви преимущество перед остальными. С этого момента "БэстТрэйдРисеч энд Девелопмент Компани" могла предъявлять другим дистрибьюторам претензии с требованием прекратить использование своих товарных знаков и взыскивать с них компенсации. Суд счел такое поведение нарушением права на свободу предпринимательской деятельности и желанием стать единственным дистрибьютором обуви китайских производителей.



Как предотвратить?

Внести товарный знак иностранного правообладателя в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Для этого необходимо получить доверенность и подать в ФТС России заявление, в котором должны быть указаны уполномоченные на ввоз товара компании.



Ситуация 3: регистрация товарного знака для устранения третьих лиц с рынка определенного товара.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10 марта 2016 г. № С01-104/2016 по делу № А76-14348/2015.

Краснодарскому компрессорному заводу было известно о том, что Челябинский компрессорный завод использует обозначение "АМУ" для обозначения азотной мембранной установки, но это не помешало зарегистрировать его как товарный знак и потом обратиться в суд с иском о защите своего исключительного права. Суд обратил внимание на то, что истец не предпринимал никаких действий по созданию собственного товарного знака и расценил это поведение как устранение третьих лиц с рынка определенного товара. Правовая охрана товарного знака "АМУ" была прекращена.



Как предотвратить?

Регистрировать обозначения в качестве товарного знака на этапе ввода в гражданский оборот. Заявка на проведение соответствующей процедуры подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, после чего за заявителем закрепляется приоритет.