При предоставлении сведений о бенефициарах согласие на обработку персональных данных не требуется

Екатерина Чернявская

При предоставлении сведений о бенефициарах согласие на обработку персональных данных не требуется
К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ, отметив, что при осуществлении госзакупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик не вправе требовать от участника закупки сведений о его выгодоприобретателях.

Эксперты отмечают, что при проведении закупок согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – закон о закупках отдельными видами юрлиц) также не предусмотрено подтверждение участником закупки отсутствия конфликта интересов. Но вместе с тем подтверждение отсутствия конфликта интересов, а также порядок подтверждения участниками закупки соответствия этому требованию могут быть предусмотрены утвержденным заказчиком положением о закупке и разработанной на его основе документацией о закупке. При этом представление персональных данных бенефициара – участника закупки (в том числе состоящих лишь из фамилии, имени и отчества) по общему правилу возможно лишь с согласия соответствующего субъекта (п. 1, 3 и 6 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных", далее – закон о персональных данных).

Исключениями же из этого правила являются сведения, подлежащие опубликованию или обязательному раскрытию (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных), к примеру:



сведения, содержащиеся в раскрываемых акционерными обществами списках их аффилированных лиц (п. 4 ст. 93 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", гл. 73 Положения Банка России от 30 декабря 2014 года № 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг");



данные, содержащиеся в общедоступных государственных реестрах, в частности ЕГРЮЛ и ЕГРП (определение КС РФ от 17 июля 2012 года № 1346-О).

Не являются исключением из этого правила и персональные данные иностранных физических лиц.

Кроме того, эксперты отмечают, что сведения о бенефициарах, формируемые юридическим лицом (ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", далее – закон о противодействии отмывания доходов) по общему правилу не могут быть переданы заказчику в рамках закупки по закону о закупках отдельными видами юрлиц без согласия субъекта персональных данных. Поясняется, что эта норма предусматривает предоставление персональных данных лишь по запросу уполномоченных государственных органов. Исключение составляют случаи, когда сведения о бенефициарах подлежат раскрытию в соответствии с законодательством (п. 6-7 ст. 6.1 закона о противодействии отмывания доходов).

В случаях, когда договор заключаетcя не в рамках процедуры госзакупок, просьба потенциального контрагента предоставить сведения о бенефициарах другой стороны противоречит законодательству. А согласие субъекта персональных данных, подлежащих опубликованию, обязательному раскрытию или в силу законодательства содержащихся в общедоступных источниках, не требуется.